Казалось бы, описанию методик создания «Моря» нет и двух месяцев, и мы там прямо говорим, что основные наши инструменты — ворд и аська. Ещё мы там же говорим, что методики наши несовершенны и в первую очередь неудобны для юзеров, не отягощённых общей жилплощадью.
Так вот, я нашёл и ниже опишу альтернативную среду разработки.

Celtx — это именно что среда. Программа совмещающая текстовый редактор, менеджер проекта, каталог и инструменты по совместной работе через сеть.
Прога с одной стороны — серьёзная, пригодная для производства не только комиксов, но и всего, требующего сценариев. Фильмы, пьесы, радиопостановки, что угодно. При этом комиксы (даже на уровне встроенных темплейтов) в этот список входят.
С другой стороны, она не тяжелая (как по размерам, так и в освоении), почти совсем бесплатная и (ДА!) снабжена русской версией.

Итак, что это за media pre-production suite и зачем оно мне нужно?
Прошу простить, все скриншоты на английском с офф. сайта :)


В общем-то уже по этому скриншоту видна половина преимуществ келтикса. То поле, посередине — основное рабочее пространство. В данном случае — текстовый редактор. Отдельные здешние фенечки реализованы в ворде — в последних версиях ими даже можно пользоваться. Однако, здесь он

    1. Снабжен вкладками, что всяко прибавляет удобства.
    2. Интегрирован со всеми заметками, оглавлением, всем остальным — что даже не столько ускоряет работу, сколько структурирует всю работу и позволяет видеть эту структуру перед глазами. Наконец,
    3. здесь вкладки специализированы — при работе в шаблоне для комиксов келтикс будет сам подставлять нужные строки (страница 1, панель 1, речь), делать разбиение на абзацы, отступы и всячески заботится об авторе. Довольно ненавязчиво и грамотно, как по мне.

Аналогичное рабочее пространство в шаблоне для комиксов обладает ещё большим функционалом. Келтикс отдельно форматирует:

    описания страниц
    кадров на странице (панели),
    субтитра для кадра
    строку для указания автора реплики (и подсказывает возможные имена из каталога, но об этом — позже),
    содержимого бабблов, реплик то есть
    и отдельно — коментарий о типе баббла (крик/мысль/шепот etc.)

Это поистине очень удобно, упрощает и структурирует работу.

Слева две панельки со списком всех включенных в проект документов, большая часть из которых инициируется прямо внутри программы, хотя можно добавлять и сторонние файлы — любые нужные документы, картинки, аудио или видео.
Под ней — структура самого документа. Сценарий комикса автоматом делится на страницы, те — на панельки, всё это можно упаковывать в главы, если нужно — и прямо из навигатора, как и положено, переходить на нужный отрывок в сценарии. Да, навигатор отражает актуальную информацию — если в основном окне каталог вспомагательных картинок, навигатор ориентирует по нему.

Правая панелька интереснее. Для начала, там можно найти заметки, которые миниатюрками вставляются в основной текст. Я не слишком люблю комментарии в виде ссылок, но тут они реализованы на удивление удобно.
Там же встроена возможность смотреть вспомогательные картинки — портреты героев и референсы, например. К тексту они опять-же привязываются в виде ссылок-миниатюрок.

Самое вкусное даже не в этом. Для начала, Celtx снабжен картотекой для персонажей. Карточки крайне информативны и лаконичны — в них можно найти место для фотки (ну, картинки, вы поняли), описания, блок, расписывающий место и роль в сюжете (включая даже выпадающий список типа герой/злодей/наставник/жертва/подставьте нужное — для ленивых), блоки, описывающие характер, прошлое, мелкие привычки… Кстати, люди читавшие Лайоша Эгри карточку сразу опознают, поскольку она описывает персонажа по его шаблону.
К тому же, карточки немедленно подшиваются в каталог, что удобно само по себе, а к тому же удобно реализовано. Неудобство в том, что карточки создаются автоматически, как только в строку для автора реплики (в основном сценарии) вносится новое имя. Форматирование сценария реализовано так, что в эту строку временами сползают посторонние абзацы.


От шаблона для делания фильмов, в шаблон для комиксов перекочевал Эскиз-лист. Изначально, как видим, он использовался для наброска сцены — в редактор встроены модельки человечков, камер и других мелочей (к которым тоже можно привязывать заметки и описания). В комиксах я таким образом делаю эскиз расположения кадров на страничке, если нужно что-то вычурное.

В прогу встроена возможность преобразовывать текст в пдф — хотя не знаю, делает ли она это самостоятельно или с использованием внешнего пдф-мэйкера. На каждую сцену можно создать карточку с кратким описанием и не лазить по основному документу. Наконец, для маньяков, в келтиксе есть календарь, с планировщиком заданий, расписанием и прочим инструментарием Крутого Менетжира.

Неприятная черта у Келтикса лишь в том, что бесплатна — только stand-alone версия. Celtix-studio, веб-интерфейс, позволяющий работать над проектом через сеть, оставлять в нем комментарии и отслеживать ход изменений стоит немножко денег. Лично я не вижу большой проблемы в том, чтобы платить буржуям по пять баксов за аккаунт на пять человек в месяц, пусть даже за хобби. Стоит доступ именно столько. Впрочем, у тех кто не согласен, есть возможность попросту пересылать .celtx файлы друг-другу по почте и изменения обсуждать там-же. Разве что с сопроводительными материалами будет немного мороки.

Резюмирую следующим образом.
Программа, возможно, смотрится сложной, излишне тяжелой и бессмысленно навороченной.
Во-первых, она не сложная. Она проста как три гвоздя и незатейлива, как грабли. Попробуйте — увидите сами. На крайняк, к ней на сайте есть видеоуроки, вики, большой хелп и прямо в программе — примеры работ.
Да, часть функционала здесь рассчитана на достаточно развитую индустрию, не столько даже веб, сколько бумажных комиксов. Но даже и помимо возможностей studio, celtx попросту удобен. Картотека, внутридокументарный навигатор и файл-менеджер упрощают работу в разы, как только поверишь, что лес можно валить не только двуручными пилами.

А русскую версию для виндоз можно скачать прямо по этой ссылке