Эта статья вывешивалась ещё в ЖЖ, потом редактировалась для WCU, а поскольку с тех пор мы перешли с MS Word на Celtx, то и определённые нюансы изменились. Так, или иначе, основные методы остались теми же. Вот они.

Для начала, нужно помнить, что авторы живут в одной квартире. Это позволяет всю ругань о раскадровках, согласование сценария с итоговой полосой, нещадное уменьшение объёма текста – словом, все сложности процесса совместного, с позволения сказать, творчества решать сразу же на месте с битьем посуды и распилом телевизора и нам не приходится даже созваниваться, не то что переписываться. Но общаемся мы в основном через аську всё равно :) .
Я это к тому, что сложившаяся между нами методика придумывания и делания комиксов а) несколько нетрадиционна б) может быть неудобна, если работа идет, скажем, по переписке.

Во-первых, разделение обязанностей. Общий сюжет Моря, идею и основные линии мы выдумали вдвоем – заходили с разных сторон, – соответственно, и ключевые повороты сюжета и фабулы мы разыгрываем в кости тоже определяем на пару.
Замечу: под сюжетом я в дальнейшем буду понимать развитие характеров героев и всё, что связано с такой туманной и совершенно ненужной в комиксах сущностью, как идея. Всё, касающееся непосредственно событий — фабула. Если не путаю, такое деление предлагала Линда Сегер.
Основной сценарий разделён на эпизоды – главы, интриги набросаны, характеры прописаны (о создании персонажей мы расскажем позже).
Дальше, разделение труда выглядит так: я делаю сценарий и постраничную раскадровку, тогда же выписываю реплики в черновом варианте. Изредка делаю примитивное 3д. Жаки рисует, красит и, как последний участник процесса, вносит изменения-в-последний-момент.

В итоге получается примерно следующее:

    Стр.41 За мной постоянно следят… Толпа ниггеров. Все реплики не привязаны к Соль.
    Панель 1 СП, Морин, идущая по коридору, ракурс – на усмотрение, я предполагал 1/4 фас.

Субтитры Рифф прав. Я бегу. Как будто это новость
Он знает, я улечу, и он доверяет моим решениям
А значит, он заберёт Генри. Это лучшее решение и для него, и для мальчика
И для меня

    Панель 2 КП, Мордашка Морин, крупно, акцент на глаза и уши.

Субтитры Брюс получил расчет за троих и вдвойне. Его ждет невеста
А с кораблем я справлюсь и в одиночку

    Панель 3 ОП, Панорама коридора, вдали кто-то приближается

Субтитры Я – плохой пример для Белого. Там, внизу – прошлое, оно затянет его и отберет у нас
Брат сможет прикрыть его, займет и введет в курс дела. Внизу, Белый бесполезен. А я – бесполезна здесь
Капитан Соль Коннорс наткнулась на гроб. Сама. Слышащая Соль Коннорс не ступит и шагу без тысячи условностей
Абигель хочет поймать меня. Волей или неволей. Следит за мной.

    Панель 4 КП, Пары шагающих ног.

Субтитры За мной постоянно следят..

    Панель 5 СП, Морин, перед ней – угрожающая толпа ниггеров.

Теперь о расположении кадров, пардон, панелей.
Любая страница Моря, на самом деле, дробится на 9 кадров – это условие со стороны Жаки. В большинстве случаев, я ставлю примечание, в начале страницы, где отмечаю номера панелек в матрице 3*3, если нужно — с пояснениями. Выглядит это примерно так:

В отдельных случаях я, как и писал в статьищке о келтиксе ипользую панель эскизов, где попросту набрасываю макет мышкой и квадратиками:

Пометки ОП, КП, СП обозначают, соответственно, общий план, крупный план и средний план. Хорошим тоном считается не ставить одинаковые планы подряд (исключение – некоторые визуальные приёмы, например, акцент на быстрое действие, когда два кадра показывают «до» и «после»). Отслеживать чередование планов лучше всего ещё на этапе сценария.
Затем, я же расписываю содержание каждого кадра — и ругательно ругаюсь за соответствие рисунка режиссерской задумке. Тут обычно и случается наибольшее число нестыковок. У каждого свое видение, а в данном случае — я уже почти лезу не в свое дело (примечание от Жаки: а ещё я не настолько круто рисую, чтобы изобразить всё, что хочет сценарист – это банальные технические причины) ).

Что происходит дальше:

1. (Жаки): скетч по сценарию. Примерно такой.

(Кейл): Скетч обычно согласовывается со сценаристом, я на него подслеповато щурюсь и, как правило, одобряю и убегаю куда-нибудь, упустив самую важную недоработку.

2. (Жаки): сложный этап — вместить весь текст на страницу. Всё нужно перетасовать, поправить, нещадно порезать, выверить порядок чтения. Важно иметь под рукой словарь синонимов – многие длиннющие словечки, которые так любит Кейл, можно заменить на более короткие. И после этого отредактировать скетч, чтобы бабблы не закрывали хотя бы мордочек.

3. Контур. Часто после него бабблы ещё немного двигаются — открыть неожиданно хорошо получившуюся руку, прикрыть хреново поставленную ногу

4. Покраска — тут всё понятно. Единый фон на всю страничку градиентом, потом на него уже в каждом кадре детали. Малозначимые, как правило, не выделяются вовсе.

5. Накладываю текстуру (раньше делала немного по-другому, но такая версия мне больше нравится) и тени.

6. Обвожу бабблы, ну и если ещё какие-то мелочи есть, добавляю

(Кейл): по мелочам, что вспомню.
Компоновка страницы подчиняется едва ли не стриповому принципу: .первая треть — ответ на зацепку предыдущей страницы или введение в новое место действия (в примере — описательные кадры, коридор как место действия и крупно мордочка Морин — она а) идет куда-то и б) задумчива). Вторая треть — вброс новой информации (как текстом так и графически). Нечто, изменяющее имеющийся порядок вещей. Последняя треть — реакция на эти изменения (не обязательно реакция персонажей — но последствия изменений из второй трети должны быть показаны явно) и — обязательно — крючок. Не обязательно прямо-таки клиффхэнгер, но неопределённость и зацепка для следующей полосы должны быть. Следующая полоса начинается с вот этих самых милых, непонятно зачем явившихся парней ).

Поскольку авторов — двое, идей, постулируемых авторами тоже две, да и главных героев да-да, столько же, нам приходится менять фокального персонажа периодически. Первоначально хотелось соблюдать в этом деле определённую равномерность, но потом мы на эту идею забили. Полагаю, переключения можно довольно легко отследить. Часто они связаны с залезанием внутрь головы персонажа — и на полосе начинают появляться полупрозрачные мыслебабблы. Они никак не привязываются к персонажу — в первую очередь потому, что думающий «в кадр» перс всегда один и, обычно, отделён парой страниц от второго. Генри, впрочем, иногда говорит сам с собой ).

Вроде пока всё, вопросы приветствуются)